|
Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
 | |  |
| Главная » 2014 » Июль » 28 » Фернан кнопф я дверь закрою за собой. Я дверь закрою за собой...
|
Фернан кнопф я дверь закрою за собой. Я дверь закрою за собой...
|
 Я дверь закрою за собой... Снова скатываюсь из дневниковой записи в статью - но что поделать, захотелось рассказать об одной малоизвестной, но сногсшибательной и детективно заковыристой картине малоизвестного, но сногсшибательного бельгийского символиста Кнопфа. Называется "Я дверь закрою за собой". Загадка.Тут много странностей. - Не очень понятно, где находится эта женщина с прерафаэлитским подбородком. То ли у пруда, то ли в комнате, то ли на улице. Одно пространство перетекает в другое. Кажется, слева на заднем плане изображен угол дома, причем его окна вопреки всем оптическим законам отражаются в круглом зеркале на стене. - Что это за белая башка (тоже с подбородком), которая резко выделяется на фоне стены и даже выступает за ее край? Наверняка что-то важное. - Что за темная фигура справа, вдалеке? - Почему такое странное название? - Какого вообще черта все это значит??? Соображения. - Что касается композиции, это, разумеется, монтаж. Зеркала смонтированы с тем, что в них отражается, улица смонтирована с комнатой, пруд с белой башкой, а внутреннее, собственно говоря, с внешним. - Теткин немигающий взгляд наводит на мысль, что она смотрится в зеркало. Но видит не себя, а какую-то улицу. И нельзя ли из этого сделать вывод, что улица - часть ее внутреннего мира? - Белая башка - статуя бога Гипноса. Кнопф поклонялся Гипносу с усердием дремучего язычника. Даже алтарь какой-то выстроил. Гипнос - 1) бог сна, 2) брат смерти, 3) из его жилища вытекает ручей забвения. Отсюда получаем набор ассоциаций: сон = забвение = смерть. Как символ смерти могут прочитываться и лилии.

- Добавим еще одну и довольно банальную параллель: зеркало = воспоминание. У Кнопфа, кстати есть симпатичная картина "Воспоминания" - значит, тема художнику не чужда. Итак, женщина смотрит в зеркало, то есть вспоминает свою жизнь. В левой части картины, там, где зеркало, очевидно, находится прошлое. Тогда в правой - возможно - будущее. И уж не смерть ли символизирует темнеющая на противоположном берегу фигура? Предположим, что девушка вспоминает прошлое и в то же время хочет забыть его. Умерть - уснуть, как в монологе Гамлета.
 ("Воспоминания")
- Стол, прикрытый темной тканью, на который опирается девушка, может быть, и вовсе не стол, а гроб какой-нибудь. Уж больно траурная на нем драпировка. - Наши догадки подтвердятся, если заметить свисающую сверху нить с подвешенным на ней маленьким полумесяцем, - людей погружают в гипноз, раскачивая у них перед носами как раз такие штуки. А справа, окруженное концентрическими кругами, нечто подобное как будто тонет в пруду... В эпоху Кнопфа были популярны спиритические сеансы и гипноз, всех занимала идея бессознательного, так что неудивительно.

Разгадка.
Название картины - строчка из стихотворения Кристины Россетти - в котором и содержится ключ ко всему. Кристина Россетти - сестра Данте Россетти, того самого прерафаэлита. Писала стихи, позировала Кнопфу.

Целиком стихотворение выглядит так:
WHO SHALL DELIVER ME?
God strengthen me to bear myself; That heaviest weight of all to bear, Inalienable weight of care.
All others are outside myself; I lock my door and bar them out The turmoil, tedium, gad-about.
I lock my door upon myself, And bar them out; but who shall wall Self from myself, most loathed of all?
If I could once lay down myself, And start self-purged upon the race That all must run ! Death runs apace.
If I could set aside myself, And start with lightened heart upon The road by all men overgone!
God harden me against myself, This coward with pathetic voice Who craves for ease and rest and joys
Myself, arch-traitor to myself; My hollowest friend, my deadliest foe, My clog whatever road I go.
Yet One there is can curb myself, Can roll the strangling load from me Break off the yoke and set me free.
Переводить, пожалуй, не буду - и так можно понять. Идею я бы сформулировала коротко: смерть как освобождение от себя. Освобождение от себя есть и освобождение от груза воспоминаний, то есть забвение. Есть, кстати, у Кнопфа еще одна картина, навеянная стихотворением Кристины Россетти, - называется точно так же, как и оно: "Кто меня освободит?" (обратите внимание - кажется, на груди и у девушки зеркало). А на выставке Кнопфа в Брюсселе к обеим картинам привесили работу Дельвилля "Mysteriosa", тоже весьма примечательную.
 ("Кто меня освободит?")
 ("Mysteriosa")
В общем-то, для все трех характерна интроспективность, погружение во внутренний мир. И строчка "Я дверь закрою за собой" - именно про это: весь мир находится снаружи, за дверью, а ты сам - внутри, наедине со своей мыслью, памятью и прочим. Но если нырнуть поглубже в бессознательное, то граница между тем, что было на самом деле, и тем, что кажется, стирается. Это и есть путь к преодолению границ собственного "я"...
И на всякий случай: информация добыта в большей степени гуглом, чем собственными мозгами.
Источник: ijona-tihaja.livejournal.com
|
|
|
Просмотров: 7723 |
Добавил: herepago
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
 | |  |
|
|